Проверить лицензию организации по инн. Как проверить лицензию на образовательную деятельность: практические советы

Лицензирование - это выдача специального документа (лицензии), который подтверждает право на выполнение определенных действий. В России лицензированию подлежат определенные виды деятельности, говоря иными словами, ведение деятельности в этих областях без наличия государственной лицензии запрещено.

Такой порядок установлен федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензию на право осуществления определенных видов деятельности выдают органы исполнительной власти РФ и их региональные подразделения. Кроме того, эти органы занимаются продлением лицензии, приостановлением, переоформлением, аннулированием и восстановлением лицензии, а так же осуществляют лицензионный контроль и ведут реестр лицензий.

Какие виды деятельности подлежат лицензированию

Согласно закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» на сегодняшний день в России лицензированию подлежат такие виды деятельности:

Разработка, обслуживание, предоставление услуг шифровальной техники;

Деятельность по производству, распространению и предоставлению услуг приборов для негласного получения информации (средства слежения);

Деятельность по производству, распространению и предоставлению услуг приборов для защиты конфиденциальной информации (средства против слежения);

Деятельность по изготовлению защищенной полиграфической продукции (бланки, ценные бумаги и т.д.);

Разработка, производство, ремонт, утилизация и торговля военной техникой, оружием и боеприпасами;

Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

Производство, хранение, распространение, применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

Производство и распространение пиротехнических изделий;

Деятельность по реставрации культурно-исторических памятников;

Геодезическая деятельность;

Деятельность в метеорологии, геофизики и смежных отраслях;

Фармацевтическая деятельность, деятельность по производству лекарств и медтехники;

Деятельность по выращиванию растений, которые используются для производства наркотиков;

Деятельность, связанная с производством, оборотом и хранением наркотических средств и психотропных веществ;

Перевозки внутренним водным транспортом, морским транспортом, воздушным транспортом и железнодорожным транспортом грузов и пассажиров;

Деятельность по перевозки автотранспортом более восьми человек;

Погрузочно- разгрузочная деятельность опасных грузов на морском, внутреннем водном, железнодорожном и авиатранспорте;

Деятельность по производству и продаже специального оборудования для игрового бизнеса;

Деятельность по проведению азартных игр;

Оценочная деятельность;

Охранная и сыскная деятельности;

Заготовка, реализация и переработка лома цветных и черных металлов;

Разведение и использование племенных животных;

Изготовление аудио и визуальных произведений на различных носителях;

Инвестиционная деятельность и деятельность страховых, пенсионных фондов;

Изготовление средств измерений;

Производство элитных семян;

Деятельность в области медицины;

Космическая деятельность;

Строительство, инженерные изыскания для строительства, проектирование зданий и сооружений.

Кроме того лицензированию в России подлежат такие виды деятельности как:

Производство и торговля алкогольными напитками.

Атомная энергетика.

Кредитные организации.

Образование.

Защита государственной тайны.

Проведение организованных торгов.

Рынок ценных бумаг.

Клиринговая и страховая деятельности.

Их лицензирование происходит согласно федеральных законов, которые созданы отдельно для каждой из этих отраслей.

Почему важно проверять лицензии

Дело в том, что за осуществление вышеперечисленных видов деятельности без лицензии законодательством предусмотрена серьезная административная и уголовная ответственность. Предположим, вы заключили договор на поставку товара или оказание услуг с фирмой, которая не имеет лицензии. Предположим, так же, что вы сделали предоплату, или поставили им товар, или иным образом вступили в деловые отношения. И вдруг к вашим контрагентам заявились контролирующие органы. Фирму без лицензии могут закрыть, директора и главного бухгалтера оштрафовать на серьезную сумму или даже лишить свободы на определенный срок, а товар без лицензии изъять. Таким образом, вы, хоть и являетесь добросовестным предпринимателем, можете понести убытки, лишиться внесенных авансов или товара, остаться с незавершенным строительством или невыполненными заказами. Поэтому всех контрагентов необходимо проверять перед тем, как начать сотрудничество.

Каким образом проверить наличие и срок действия лицензии

Существует простой, но очень эффективны способ проверки любого контрагента. Этот способ заключается в проверке конкретной фирмы по базе Единого Государственного Реестра Юридических Лиц. Делая запрос по ЕГРЮЛ, вы получаете исчерпывающую информацию о наличии у данного предприятия лицензии на тот или иной вид деятельности, дату выдачи и срок действия данной лицензии. Имея данную информацию, вы обезопасите себя и свой бизнес от последствий работы с нелицензированными контрагентами.

Кроме того, по базе данных ЕГРЮЛ вы можете проверить любое предприятие и убедиться, что оно не является мошеннической организацией или фирмой-однодневкой. Основными признаками таких организаций являются: недавний срок регистрации, массовые адреса регистрации или наличие массового директора. Сделав выписку из ЕГРЮЛ, вы проведете комплексную проверку предприятия и точно будете знать, с кем имеете дело.

Законодательство, а именно «Положение о лицензировании медицинской деятельности» в 13 пункте поясняет, что в соответствии с порядком, установленным ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», организация, оказывающая медицинские услуги, получившая удовлетворительное решение о выдаче лицензии или мотивированный отказ о её предоставлении, переоформлении, либо, в особом случае, приостановления действия, возобновления, прекращении действия лицензии, а также в иных вариантах, заносится в реестр лицензий лицензирующей организации (органа) субъекта (области, края, республики) Российской Федерации.

Каждый гражданин, получающий медицинскую услугу (помощь), имеет полное право знать, может ли данная организация осуществлять подобный вид деятельности в отношении пациентов . Такая информация доступна не только в отношении государственных учреждениях, но и частных структур.

Процедура проверки

Приоритетной и достоверной процедурой проверки является поиск информации в сети Интернет. При этом актуальные сведения об организации можно найти на информационной вывеске или стенде учреждения.

Алгоритм процедуры следующий. Необходимо зайти на официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения www.roszdravnadzor.ru и выбрать активную ссылку «Единый реестр лицензий» и перейти по ней далее. Перейдя на электронный сервис, в поисковой строке следует ввести требуемые реквизиты организации (наименование, номер лицензии, ОГРН и т.д.)

Можно воспользоваться меню «Расширенный поиск» и поработать с данными в открывшемся окне. В особых случаях, при возникновении спорных вопросов, на помощь придут специалисты справочной Росздравнадзора, координаты которой также есть на сайте.

В результате поиска заявитель сможет узнать следующую информацию :

  • регистрационный индивидуальный номер организации;
  • дата регистрации медицинской организации;
  • информацию о лицензиате;
  • сведения об органе, выдавшем лицензию;
  • индивидуальное место расположения лицензиата;
  • коды учреждения ОГРН ();
  • индивидуальный налоговый номер;
  • учреждения;
  • сведения о лицензии;
  • дата принятия решения о выдаче (предоставлении) лицензии;
  • даты (периоды) действия документа;
  • информация о переоформлении соответствующих документов, подтверждающая наличие действующей лицензии;
  • сведения о приостановлении/возобновлении действия данного документа;
  • информация об аннулированных документах для медицинских организаций;
  • дата прекращения актуальности лицензии;
  • информация о документах, которые подтверждают наличие у организации действующей в настоящий момент лицензии.

После получения интересующей информации в окне системы, посетитель сайта имеет возможность сохранить результаты кнопкой «Вывести результаты» в электронном табличном формате, а впоследствии распечатать. Если сайт работает некорректно, пользователю следует проверить настройки своей операционной системы, антивирусных программ. Вероятнее всего, блокируются скрипты, отвечающие за отображение данной информации.

Если работать на сайте не получается, альтернативой станет Портал государственных услуг, одна из опций которого также позволяет узнать об актуальности лицензии учреждения.

Для этого необходимо зайти на портал региональных или муниципальных услуг, заполнить соответствующие поля и узнать результат. Например, московский сайт Госуслуг, обладает функцией «Проверка лицензий учреждений». Вводя наименование учреждения и выбрав вид его деятельности, посетитель может с точностью узнать, когда организация была лицензирована и сроки истечения действия документа.

Способы

Любая медицинская организация в обязательном порядке должна предоставлять посетителям своего учреждения возможность ознакомиться с лицензией на право деятельности. Сделать это можно следующим образом.

  1. Зайти на сайт организации . Законодательно закрепленный порядок ведения сайтов учреждений обязывает предприятия всех форм собственности размещать в общем доступе в сканированном варианте свои правоустанавливающие документы.
  2. Информационный стенд в учреждении . Люди пенсионного возраста, зачастую, не являются активными пользователями сети Интернет. Информация на бумажных носителях для посетителей должна находиться в помещении. В основном, все сведения подобного рода размещаются в холле, поблизости от регистратуры. Если документы не находятся в зоне видимости, их можно запросить у регистратора или главного врача учреждения, или иного ответственного сотрудника.
  3. Обращение с заявлением в Роспотребнадзор по месту жительства . Этот способ очень затратный по времени, ведь предоставление ответа может быть осуществлено только после официального обращения.

На сайте, информационном стенде пациенту должны быть доступны не только номер лицензии, но и ее подробные реквизиты – серийный номер, дата выдачи, срок действия. Также для ознакомления представляется приложение к лицензии, классифицирующее вид медицинской деятельности (услуг), который организация вправе осуществлять. Приложение имеет номер, серию, дату выдачи, аналогичные самой лицензии.

Казалось бы, учреждение оборудовано по последнему слову техники, в наличии доброжелательный и квалифицированный персонал, замечательные отзывы и рекомендации со стороны пациентов, а вот лицензия на право деятельности отсутствует или недействительна. Причин может быть несколько.

Во-первых , частные, вновь открывшиеся организации стремятся к рентабельности (самоокупаемости деятельности). Так как получение лицензии — процесс долгий, а прибыль необходимо получать в скорейшее время, клиники идут на рискованный шаг и начинают работу без правоустанавливающих документов.

Во-вторых , не всем организациям для осуществления деятельности требуется лицензирование. Так, к медклиникам особого спектра, салонам красоты, косметологическим, стоматологическим, массажным кабинетам, фитнес-центрам не всегда требуются такие документы. Нужны они в тех случаях, когда планируется оказание услуг, которые можно классифицировать как медицинский вид деятельности.

Для чего организации, не связанной в прямом понимании с медициной, требуется данный документ? Ответ на этот вопрос – перечень предоставляемых услуг . Если, например, салон красоты занимается лишь стрижкой и окраской волос, колорированием бровей, наращиванием ресниц, макияжем, то медицинская лицензия не нужна. А вот при реализации терапевтических, хирургических косметологических процедур лицензирование необходимо.

При проведении косметологических процедур, при которых есть риск нарушения целостности кожного покрова (маникюр/педикюр, депиляция любого вида, пилинг с использованием химических компонентов, косметология с применением специализированной аппаратуры, пирсинг и татуирование, все виды массажа), лицензия медицинского направления обязательна.

Зачем нужно проверять

Процесс лицензирования учреждения трудоёмкий и длительный по срокам. Но именно обладание подобным документом гарантирует клиенту следующие моменты :

  1. Помещение организации соответствует нормам и требованиям санитарно-эпидемиологической службы для осуществления медицинских манипуляций любого типа. Есть соответствующее заключение – санитарно-эпидемиологическая экспертиза.
  2. Штат учреждения состоит из высококвалифицированных специалистов, имеющих профильное образование, стаж деятельности не менее пяти лет, проходящих регулярные курсы повышения квалификации. Также пациент может быть уверен, что принимающие его врачи регулярно проходят комиссию установленного образца с последующим оформлением медицинских книжек.
  3. Учреждение оборудовано высококлассным оборудованием для определенного вида манипуляций, оно соответствует всем требованиям ГОСТ. Обслуживают данную технику организации, имеющие лицензию на работу с подобными устройствами.

И если внезапно возникла необходимость в первичной медико-санитарной, скорой, паллиативной помощи, в том числе и специализированной высокотехнологичной, лечении в санаториях и на курортах (с профильным направлением), прохождении узконаправленной медицинской экспертизы, медицинском (профилактическом, регулярном) осмотре или освидетельствовании, проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, услугах по трансплантации органов, тканей, использовании донорской крови и ее компонентов, то получить такие услуги лучше заручившись знанием о действующей лицензии у этого медицинского учреждения (центра). Это убережет здоровье клиента от непрофессиональных действий персонала.

Для граждан, получающих специализированную помощь, важно пользоваться услугами лицензированных учреждений. Только документы из таких учреждений могут впоследствии предоставляться в органы социальной защиты и иные структуры, предоставляющие субсидии и частичные компенсации за оказанные медицинские услуги (операции, стационарное лечение, приобретение лекарств, протезирование и эндопротезирование, трансплантологию и т.д.).

Организации, реализующие медицинские услуги без наличия лицензии, несут административную и уголовную ответственность.

Подробнее про лицензирование медицинской деятельности — в данном видео.

2. Как проверить разрешение такси?

Чтобы найти и проверить определенное разрешение, укажите один или несколько параметров:

  • государственный регистрационный номер автомобиля. Для ввода используйте русскую раскладку;
  • наименование перевозчика. Не забудьте поставить кавычки и без сокращения указать организационно-правовую форму юридического лица, например общество с ограниченной ответственностью или открытое акционерное общество. Если вы ищете разрешения, выданные индивидуальному предпринимателю, укажите его ФИО. Для ввода используйте русскую раскладку;
  • регион, где было выдано разрешение: Москва или Московская область;
  • регистрационный номер разрешения.

Вы можете отфильтровать результаты поиска по статусу разрешения и региону, в котором оно было выдано. Для этого воспользуйтесь значками стрелок в шапках соответствующих столбцов.

Чтобы посмотреть и при необходимости распечатать подробную информацию по определенному разрешению, нажмите на его номер в первом столбце.

Если вы хотите посмотреть весь реестр разрешений, выданных на осуществление деятельности такси в Москве и Московской области, не указывайте ни одного из параметров для поиска и используйте постраничный навигатор под таблицей.

3. Проверка разрешений

4. Какую информацию можно узнать с помощью сервиса?

  • статус и срок действия разрешения;
  • дата и регион выдачи разрешения;
  • регистрационный номер разрешения;
  • государственный регистрационный номер автомобиля;
  • марка, модель и год выпуска автомобиля;
  • наименование, ИНН, ОГРН или ОГРНИП перевозчика (ЮЛ или ИП);
  • серия и номер бланка разрешения;
  • дата внесения последних изменений в разрешение;
  • сведения о приостановлении и возобновлении действия разрешения, прекращении действия разрешения, отзыве (аннулировании) разрешения.

5. Какой штраф грозит за осуществление перевозок пассажиров и багажа легковым такси без разрешения?

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 2 000 рублей (ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ).

Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан - в размере от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  • на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ).

Перевозка пассажиров и багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере 5 000 рублей (ч. 2.1 ст. 12.3 КоАП РФ).

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.